pcg
  UA   |   EN home mail map  

 

http://www.frankpucelik.com.ua/images/image/facebook.png

   
 
 
 
РОБЕРТ Ф. ПЬЮСЕЛIК  
РОЗКЛАД  
ПОСЛУГИ  
СОЦІАЛЬНІ ПРОЕКТИ  
КЛІЄНТИ І ПАРТНЕРИ  
DVD І КНИГИ  
СЕРТИФІКАЦІЯ  



Фрэнк Пьюселик о российском рынке тренингов и консалтинга

- Расскажите о Вашем понимании конкуренции на российском рынке тренингов и консалтинга.
Москва и Санкт-Петербург по большому счету уникальны. У каждого из них свой путь развития на рынке. И Москва и Санкт-Петербург однозначно отличаются от любого другого региона. Москва невероятно конкурентна. Там большое количество иностранных консультантов, как и российских. Большое количество компаний имеют свои собственные программы развития и не обращаются к консультантам вообще. Я считаю, что по большей части качество предоставляемых услуг – низкое. Но постепенно улучшается. Моя точка зрения – не особо научный подход, т.к. я не проводил серьезных исследований, но по отзывам людей, которых я знаю, наверное 80-90 % людей, которые называют себя бизнес-тренерами, реально имеют какую-то программу, которую они где-то переняли, мягко говоря. Может книг начитались, может у иностранцев что-то украли… Выходят и начинают это продавать, при этом очень слабое представление имеют о том: работает это, не работает? Большая часть клиентов очень недовольны результатами. Но результат есть, и это имеет определенную ценность. В том числе работа некачественных консультантов наносит большой вред репутации действительно достойных консультантов. Потому что в компаниях формируется точка зрения, что консультант это человек, который не в состоянии успешно сам вести бизнес, и зарабатывает на жизнь тем, что учит других, как вести их бизнес. Определенная доля истины на сегодняшний день в этом есть. Да, я считаю, что рынок консалтинга и тренинга развивается. Может быть не так хорошо, как хотелось бы. Происходящее рано или поздно «выйдет боком», потом появится что-то приличное, и начнется подъем. Рано или поздно консалтинг выйдет на достойный профессиональный уровень, как любое другое направление. Это уже происходило в других странах, это вполне предсказуемый процесс. Динамика развития консалтинга здесь очень быстрая. Всё здесь двигается очень быстро!

- В Санкт-Петербурге зарегистрировано более 1000 тренинговых и консалтинговых компаний. Ваш совет: как выбрать достойную компанию среди этого многообразия?

Я считаю, что есть только один способ выбрать успешную компанию: общаться с клиентами, которые раньше работали с этой компанией. Общаться и выяснить, довольны ли они результатом; есть ли реальные цифры: до этой тренинговой программы у каждого торгового агента получалась вот такая сумма прибыли; через 3 месяца после программы – вот такая. Если тренинговая программа не в состоянии произвести реальный результат, и они не могут показать Вам историю получения этого результата, то тогда скажите: спасибо, не надо, это пустая трата времени. Есть только один показатель качества тренинговой программы: успешный результат. Тренеры и консультанты – это профессиональные ораторы. Люди, умеющие и любящие поговорить много. Они сумеют рассказать и навязать Вам всё что угодно. Простите, но то что они говорят, ничего не значит. Что говорят их клиенты? Это и будет доказательством подлинной ценности.

- Проблема в том, что, бывает, тренинговую компанию рекомендуют по дружбе либо за процент…

Я понимаю. Это действительно очень большая проблема здесь – получить честную обратную связь. Поэтому я не люблю прямых рекомендаций. Я предпочитаю так называемые «слепые» рекомендации. Тренинговая компания называет мне фирму, которая дала им рекомендательное письмо. Я общаюсь с этим клиентом, и прошу у них имена еще 3-х человек, которые участвовали в тренинговой программе. Перезваниваю еще и им. Именно они станут теми, кому я поверю. Или я отправляюсь в компанию, общаюсь с торговыми агентами, спрашиваю их: вы были на этой программе? Что Вы думаете по этому поводу? Никаких откатов, взяток, ничего. Реальные продавцы скажут правду, т.к. они не получают денег за обещания.

- Ваше мнение о сертификации бизнес-тренеров и консультантов?

- За границей многие сертификаты, лицензии всерьез не воспринимаются. Они считаются попросту насмешкой. Но есть определенные ассоциации, которые занимаются сертификацией, которые обрели репутацию и престиж. Такие, как ASTD в США. Американские компании 40 лет обращались к ASTD и говорили: мне нужен хороший консультант. И ASTD рекомендовали тех людей, которых они сертифицировали, и говорили компаниям: если человек пришел в Ваш офис и заявляет, что он консультант, требуйте от него сертификат от ASTD. Записывайте номер сертификата, перезванивайте к нам в офис, и удостоверяйтесь в том, что это настоящий сертификат. Если это настоящий сертификат – продолжайте с ним общаться. Если нет – выгоняйте. И они это делали 40 лет. Это спасло тренинговый бизнес в Америке.
Что, как я считаю, должно произойти в России. Одна организация, схожая с ASTD, какая-нибудь СПб-ASTD должна определить для себя критерии, доказать весомость и значимость подобной сертификации для сообщества. Не для бизнес-тренеров, а для делового сообщества.

Предоставить информацию, просветить деловую среду: как подобрать бизнес-тренера, как оценить консультанта, как оплатить услуги, как контролировать… Стать источником такой информации для деловой среды. Чтобы бизнес стали им доверять. Вот тогда у них будет возможность отправиться к бизнес-тренерам и консультантам и сказать: хотите работать в этом городе? Вы должны получить сертификат с нашей стороны. Потому что мы оцениваем консультантов, скажем, для 170 компаний в этом городе. Потому что мы установили отношения с бизнесом. Вот теперь есть причина, чтобы бизнес-тренеры присоединялись к этой организации, поддерживали ее, проходили через тестирование, получали лицензии.

Большая часть ассоциаций здесь терпит неудачу, потому что пытается установить отношения с бизнес-тренерами и консультантами. У консультанта нет никакой причины приходить к ним и платить деньги за сертификацию, если ассоциация не связана непосредственно с бизнесом, с компаниями. Это бизнес-ассоциация, а не ассоциация бизнес-тренеров и консультантов. Когда клиенты начнут консультантов спрашивать: где Ваш сертификат от СПб-ASTD? Нет? Мы с Вами говорить не будем! – тогда у этой ассоциации будет реальная сила. Это то, что произошло в США, в Испании, во Франции, в Британии. Все они должны были повзрослеть. Бизнес-тренеры бегали по этим странам, разбрасываясь громкими обещаниями, разрушая рынок и не справляясь со своими обязанностями... Они делали плохо не только для самих себя, но разрушали репутацию всего рынка. Это то, что происходит сейчас в России. У Вас (обращаясь к редактору портала TREKO.RU А. Соколову) отличная организация для того, чтобы этот процесс все-таки стал более цивилизованным.

- Как российскому тренеру или консультанту повышать свою квалификацию?

Если существует ассоциация, которая этот процесс контролирует – тогда все просто. Если не существует – то по большому счету эту функцию никто не несет. И это потребность личной этики каждого консультанта в отдельности. К сожалению, высоких этических качеств на территории России пока что недостаточно… Здесь пока что по-прежнему время захватывать все, что плохо лежит. Человек хочет зарабатывать, но работать не хочет. Человек прочитал книгу и думает: «Я поеду в Барнаул, назову себя профессиональным тренером из Санкт-Петербурга, и соберу легких денег». Ни сертификации, ни контроля, ни управы на него, ничего. После Барнаула он едет в Пензу, в Куйбышев…

- Конечно, есть тренеры, которым ничего не надо… Но есть и специалисты, которые хотят расти, хотят развиваться. Но не знают: как? Хотелось бы им помочь...

- Как? В зависимости от того, насколько серьезны намерения человека… Существуют программы МВА, некоторые программы достаточно качественны. В особенности если речь идет о получении MBA в престижном западном университете. У Гарварда есть представительство в Москве, у Принстона, если не ошибаюсь. Ищите источники получения МВА-образования в лучших университетах мира на территории России. И тогда Вы будете что-то знать. В особенности, если после окончания заочной программы МВА в Москве, отправиться на летнюю программу повышения квалификации в США, на стажировку. Конечно, речь идет о больших инвестициях и о долгосрочных изменениях. Это лучший способ действительно что-то в этой жизни узнать.

Помимо этих вариантов… Большая часть иностранцев, которые сюда приезжает, здесь пребывают 2 – 5 дней. Выступают с шоу, как правило, не имеющим никакого отношения к реальной жизни здесь. И возвращаются домой. Вам дадут бумажку о том, что Вы были свидетелем шоу. Большая часть того, что Вы услышите, неприменима или неактуальна, или это, вообще, детские наивные вещи.

Я не знаком с российскими компаниями, цель которых - заниматься повышением квалификации консультантов. Не знаю ни одной. Мой совет: к черту убираться из России на год. Устроиться на работу в настоящую компанию. Желательно в отдел человеческих ресурсов – если, конечно, возьмут. Изучать их мастерство. После этого вернуться и уже пытаться что-то сделать здесь. Единственный способ научиться чему-то, не вылезая из России, будет очень губительным для тех людей, которые будут обучать консультантов. Консультанты, тренеры будут учиться здесь, методом проб и ошибок, наступая на грабли, раз за разом, и нанося ущерб компаниям, которые их приглашают. Если у людей есть хоть какая-то совесть, то каждый раз, когда они будут терпеть неудачу с клиентами, они впоследствии будут задавать себе вопрос: что произошло и что я сделал не так? И пытаться в следующий раз что-то делать лучше. Я боюсь, что именно таким способом российские консультанты и тренеры учатся сейчас. Учатся, идя по трупам компаний, нанося им вред, забирая деньги и время. На самом деле им платят за то, что они на них (на компаниях) учатся. Это трагедия…

На Западе такого не может быть. Я хочу быть бизнес-тренером. Я устраиваюсь в тренинговую или консалтинговую фирму. Никто меня туда не возьмет ни тренером, ни консультантом. Я прихожу туда посыльным! Я – тот, кто готовит флипчарты, заполняет бланки. Я работаю на консультанта год, 2, 3. После этого меня переводят на должность ассистента, и я помогаю во время упражнений. Пока отличный тренер работает, я наблюдаю, задаю вопросы, учусь. После этого я становлюсь «подмастерьем». Может быть, мне дадут поделиться точкой зрения, пока профессионал наблюдает. Это 10-15-летний процесс профессионального образования. Прежде чем я когда-либо получу шанс выйти перед аудиторией деловых людей, представлять имя компании. Идет ли речь о Pricewaterhouse Coopers или о ком угодно. Никто не получит права выступать от имени консалтинговой компании, не имея за плечами 10-15 лет, иногда 20 лет, практического опыта. Вы не станете консультантом за 6 месяцев. Вы станете консультантом спустя 18 лет. Это стандарт. Только так человека примут. Я работал ассистентом 7 лет, прежде чем я получил возможность выступать. Еще 10 лет после этого учился, наблюдал, практиковался, и по-прежнему существуют ошибки, достаточно ошибок, и мне это очень не нравится. Были ситуации, когда компании услышали что-то от меня, что им было бы лучше не слышать… Мне очень грустно. Некоторые клиенты платили за мое обучение. Но, слава Богу, не слишком многие. Вот так становятся консультантом или бизнес-тренером.

У разных стран разные потребности, стандарты. Возможно, все не так печально, как кажется.
Если бы мы взяли бизнес-тренера отсюда и выпустили перед аудиторией IBM – менеджеры компании IBM его бы разжевали через 5 минут и выгнали. Потому что менеджеры IBM ожидают высочайшего профессионализма, и они знают, как это выглядит. Люди платят за работу 10000 $ в день, чтобы этот человек вышел перед ними. 10000 $ минимум, иногда 20000-250000 $. И ожидают лучшего.

Консультанты здесь должны решить, что они делают. «Я пытаюсь просто делать что-то, чтобы не умереть с голоду, и заставляю своих клиентов меня обучать?» ОК. Постараюсь учиться как можно быстрее и помогать как можно быстрее. Наработать опыт и стараться не слишком много брать с клиентов. Смотреть видео-кассеты, слушать диски. Существует много аудио-книг, от профессионалов из Испании, из США из других стран. Погружайте себя, чтобы света белого не видеть! Слушайте снова, снова и снова. Видео, аудио-книги, интернет-обучение, нарабатывайте опыт как можно скорее. И когда специалисты приезжают сюда, отправляйтесь с ними знакомиться. Я не знаю лучшего способа.

???????? ???????? Наступні тренінги
ви повинні бути присутніми
дізнатися більше
Copyright 2011
Pucelik Consulting Group
Pucelik Consulting Group
Pucelik Consulting Group

СПІВРОБІТНИКИ ПРО КОМПАНІЮ РОЗКЛАД ВІДЕО ФОТО ПУБЛІКАЦІЇ КОНТАКТИ