Фрэнк Пьюселик о российском рынке тренингов и консалтинга
- Расскажите о Вашем понимании конкуренции на российском рынке тренингов и консалтинга.
Москва и Санкт-Петербург по большому счету уникальны. У каждого из них свой путь развития на рынке. И Москва и Санкт-Петербург однозначно отличаются от любого другого региона. Москва невероятно конкурентна. Там большое количество иностранных консультантов, как и российских. Большое количество компаний имеют свои собственные программы развития и не обращаются к консультантам вообще. Я считаю, что по большей части качество предоставляемых услуг – низкое. Но постепенно улучшается. Моя точка зрения – не особо научный подход, т.к. я не проводил серьезных исследований, но по отзывам людей, которых я знаю, наверное 80-90 % людей, которые называют себя бизнес-тренерами, реально имеют какую-то программу, которую они где-то переняли, мягко говоря. Может книг начитались, может у иностранцев что-то украли… Выходят и начинают это продавать, при этом очень слабое представление имеют о том: работает это, не работает? Большая часть клиентов очень недовольны результатами. Но результат есть, и это имеет определенную ценность. В том числе работа некачественных консультантов наносит большой вред репутации действительно достойных консультантов. Потому что в компаниях формируется точка зрения, что консультант это человек, который не в состоянии успешно сам вести бизнес, и зарабатывает на жизнь тем, что учит других, как вести их бизнес. Определенная доля истины на сегодняшний день в этом есть. Да, я считаю, что рынок консалтинга и тренинга развивается. Может быть не так хорошо, как хотелось бы. Происходящее рано или поздно «выйдет боком», потом появится что-то приличное, и начнется подъем. Рано или поздно консалтинг выйдет на достойный профессиональный уровень, как любое другое направление. Это уже происходило в других странах, это вполне предсказуемый процесс. Динамика развития консалтинга здесь очень быстрая. Всё здесь двигается очень быстро!
- В Санкт-Петербурге зарегистрировано более 1000 тренинговых и консалтинговых компаний. Ваш совет: как выбрать достойную компанию среди этого многообразия?
Я считаю, что есть только один способ выбрать успешную компанию: общаться с клиентами, которые раньше работали с этой компанией. Общаться и выяснить, довольны ли они результатом; есть ли реальные цифры: до этой тренинговой программы у каждого торгового агента получалась вот такая сумма прибыли; через 3 месяца после программы – вот такая. Если тренинговая программа не в состоянии произвести реальный результат, и они не могут показать Вам историю получения этого результата, то тогда скажите: спасибо, не надо, это пустая трата времени. Есть только один показатель качества тренинговой программы: успешный результат. Тренеры и консультанты – это профессиональные ораторы. Люди, умеющие и любящие поговорить много. Они сумеют рассказать и навязать Вам всё что угодно. Простите, но то что они говорят, ничего не значит. Что говорят их клиенты? Это и будет доказательством подлинной ценности.
- Проблема в том, что, бывает, тренинговую компанию рекомендуют по дружбе либо за процент…
Я понимаю. Это действительно очень большая проблема здесь – получить честную обратную связь. Поэтому я не люблю прямых рекомендаций. Я предпочитаю так называемые «слепые» рекомендации. Тренинговая компания называет мне фирму, которая дала им рекомендательное письмо. Я общаюсь с этим клиентом, и прошу у них имена еще 3-х человек, которые участвовали в тренинговой программе. Перезваниваю еще и им. Именно они станут теми, кому я поверю. Или я отправляюсь в компанию, общаюсь с торговыми агентами, спрашиваю их: вы были на этой программе? Что Вы думаете по этому поводу? Никаких откатов, взяток, ничего. Реальные продавцы скажут правду, т.к. они не получают денег за обещания.
- Ваше мнение о сертификации бизнес-тренеров и консультантов?
- За границей многие сертификаты, лицензии всерьез не воспринимаются. Они считаются попросту насмешкой. Но есть определенные ассоциации, которые занимаются сертификацией, которые обрели репутацию и престиж. Такие, как ASTD в США. Американские компании 40 лет обращались к ASTD и говорили: мне нужен хороший консультант. И ASTD рекомендовали тех людей, которых они сертифицировали, и говорили компаниям: если человек пришел в Ваш офис и заявляет, что он консультант, требуйте от него сертификат от ASTD. Записывайте номер сертификата, перезванивайте к нам в офис, и удостоверяйтесь в том, что это настоящий сертификат. Если это настоящий сертификат – продолжайте с ним общаться. Если нет – выгоняйте. И они это делали 40 лет. Это спасло тренинговый бизнес в Америке.
Что, как я считаю, должно произойти в России. Одна организация, схожая с ASTD, какая-нибудь СПб-ASTD должна определить для себя критерии, доказать весомость и значимость подобной сертификации для сообщества. Не для бизнес-тренеров, а для делового сообщества.
Предоставить информацию, просветить деловую среду: как подобрать бизнес-тренера, как оценить консультанта, как оплатить услуги, как контролировать… Стать источником такой информации для деловой среды. Чтобы бизнес стали им доверять. Вот тогда у них будет возможность отправиться к бизнес-тренерам и консультантам и сказать: хотите работать в этом городе? Вы должны получить сертификат с нашей стороны. Потому что мы оцениваем консультантов, скажем, для 170 компаний в этом городе. Потому что мы установили отношения с бизнесом. Вот теперь есть причина, чтобы бизнес-тренеры присоединялись к этой организации, поддерживали ее, проходили через тестирование, получали лицензии.
Большая часть ассоциаций здесь терпит неудачу, потому что пытается установить отношения с бизнес-тренерами и консультантами. У консультанта нет никакой причины приходить к ним и платить деньги за сертификацию, если ассоциация не связана непосредственно с бизнесом, с компаниями. Это бизнес-ассоциация, а не ассоциация бизнес-тренеров и консультантов. Когда клиенты начнут консультантов спрашивать: где Ваш сертификат от СПб-ASTD? Нет? Мы с Вами говорить не будем! – тогда у этой ассоциации будет реальная сила. Это то, что произошло в США, в Испании, во Франции, в Британии. Все они должны были повзрослеть. Бизнес-тренеры бегали по этим странам, разбрасываясь громкими обещаниями, разрушая рынок и не справляясь со своими обязанностями... Они делали плохо не только для самих себя, но разрушали репутацию всего рынка. Это то, что происходит сейчас в России. У Вас (обращаясь к редактору портала TREKO.RU А. Соколову) отличная организация для того, чтобы этот процесс все-таки стал более цивилизованным.
- Как российскому тренеру или консультанту повышать свою квалификацию?
Если существует ассоциация, которая этот процесс контролирует – тогда все просто. Если не существует – то по большому счету эту функцию никто не несет. И это потребность личной этики каждого консультанта в отдельности. К сожалению, высоких этических качеств на территории России пока что недостаточно… Здесь пока что по-прежнему время захватывать все, что плохо лежит. Человек хочет зарабатывать, но работать не хочет. Человек прочитал книгу и думает: «Я поеду в Барнаул, назову себя профессиональным тренером из Санкт-Петербурга, и соберу легких денег». Ни сертификации, ни контроля, ни управы на него, ничего. После Барнаула он едет в Пензу, в Куйбышев…
- Конечно, есть тренеры, которым ничего не надо… Но есть и специалисты, которые хотят расти, хотят развиваться. Но не знают: как? Хотелось бы им помочь...
- Как? В зависимости от того, насколько серьезны намерения человека… Существуют программы МВА, некоторые программы достаточно качественны. В особенности если речь идет о получении MBA в престижном западном университете. У Гарварда есть представительство в Москве, у Принстона, если не ошибаюсь. Ищите источники получения МВА-образования в лучших университетах мира на территории России. И тогда Вы будете что-то знать. В особенности, если после окончания заочной программы МВА в Москве, отправиться на летнюю программу повышения квалификации в США, на стажировку. Конечно, речь идет о больших инвестициях и о долгосрочных изменениях. Это лучший способ действительно что-то в этой жизни узнать.
Помимо этих вариантов… Большая часть иностранцев, которые сюда приезжает, здесь пребывают 2 – 5 дней. Выступают с шоу, как правило, не имеющим никакого отношения к реальной жизни здесь. И возвращаются домой. Вам дадут бумажку о том, что Вы были свидетелем шоу. Большая часть того, что Вы услышите, неприменима или неактуальна, или это, вообще, детские наивные вещи.
Я не знаком с российскими компаниями, цель которых - заниматься повышением квалификации консультантов. Не знаю ни одной. Мой совет: к черту убираться из России на год. Устроиться на работу в настоящую компанию. Желательно в отдел человеческих ресурсов – если, конечно, возьмут. Изучать их мастерство. После этого вернуться и уже пытаться что-то сделать здесь. Единственный способ научиться чему-то, не вылезая из России, будет очень губительным для тех людей, которые будут обучать консультантов. Консультанты, тренеры будут учиться здесь, методом проб и ошибок, наступая на грабли, раз за разом, и нанося ущерб компаниям, которые их приглашают. Если у людей есть хоть какая-то совесть, то каждый раз, когда они будут терпеть неудачу с клиентами, они впоследствии будут задавать себе вопрос: что произошло и что я сделал не так? И пытаться в следующий раз что-то делать лучше. Я боюсь, что именно таким способом российские консультанты и тренеры учатся сейчас. Учатся, идя по трупам компаний, нанося им вред, забирая деньги и время. На самом деле им платят за то, что они на них (на компаниях) учатся. Это трагедия…
На Западе такого не может быть. Я хочу быть бизнес-тренером. Я устраиваюсь в тренинговую или консалтинговую фирму. Никто меня туда не возьмет ни тренером, ни консультантом. Я прихожу туда посыльным! Я – тот, кто готовит флипчарты, заполняет бланки. Я работаю на консультанта год, 2, 3. После этого меня переводят на должность ассистента, и я помогаю во время упражнений. Пока отличный тренер работает, я наблюдаю, задаю вопросы, учусь. После этого я становлюсь «подмастерьем». Может быть, мне дадут поделиться точкой зрения, пока профессионал наблюдает. Это 10-15-летний процесс профессионального образования. Прежде чем я когда-либо получу шанс выйти перед аудиторией деловых людей, представлять имя компании. Идет ли речь о Pricewaterhouse Coopers или о ком угодно. Никто не получит права выступать от имени консалтинговой компании, не имея за плечами 10-15 лет, иногда 20 лет, практического опыта. Вы не станете консультантом за 6 месяцев. Вы станете консультантом спустя 18 лет. Это стандарт. Только так человека примут. Я работал ассистентом 7 лет, прежде чем я получил возможность выступать. Еще 10 лет после этого учился, наблюдал, практиковался, и по-прежнему существуют ошибки, достаточно ошибок, и мне это очень не нравится. Были ситуации, когда компании услышали что-то от меня, что им было бы лучше не слышать… Мне очень грустно. Некоторые клиенты платили за мое обучение. Но, слава Богу, не слишком многие. Вот так становятся консультантом или бизнес-тренером.
У разных стран разные потребности, стандарты. Возможно, все не так печально, как кажется.
Если бы мы взяли бизнес-тренера отсюда и выпустили перед аудиторией IBM – менеджеры компании IBM его бы разжевали через 5 минут и выгнали. Потому что менеджеры IBM ожидают высочайшего профессионализма, и они знают, как это выглядит. Люди платят за работу 10000 $ в день, чтобы этот человек вышел перед ними. 10000 $ минимум, иногда 20000-250000 $. И ожидают лучшего.
Консультанты здесь должны решить, что они делают. «Я пытаюсь просто делать что-то, чтобы не умереть с голоду, и заставляю своих клиентов меня обучать?» ОК. Постараюсь учиться как можно быстрее и помогать как можно быстрее. Наработать опыт и стараться не слишком много брать с клиентов. Смотреть видео-кассеты, слушать диски. Существует много аудио-книг, от профессионалов из Испании, из США из других стран. Погружайте себя, чтобы света белого не видеть! Слушайте снова, снова и снова. Видео, аудио-книги, интернет-обучение, нарабатывайте опыт как можно скорее. И когда специалисты приезжают сюда, отправляйтесь с ними знакомиться. Я не знаю лучшего способа.
|